Российский рынок легкой дорожно-строительной техники

Виброплита Weber CR8

Виброплита Weber CR 8


При строительстве (и особенно ремонте) автомобильных дорог, устройстве инженерных сетей, благоустройстве городских территорий достаточно велика доля работ, при проведении которых применение тяжелой техники не оправдано.

В подобных случаях применение тяжелой техники не оправдано технологически (например из-за опасности образования поверхностных трещин‚ сдвигов и прочих дефектов); экономически не выгодно (небольшие по объему работы резко удорожаются, как из-за необходимости использования специальных средств для перебазирования тяжелой техники, так и значительных затрат при ее эксплуатации); наконец, просто невозможно (например из-за недостатка места непосредственно около зданий и сооружений или соображений техники безопасности).

Во всех этих случаях на помощь приходит легкая техника. Одна из ее основных задач – обеспечение норм плотности дорожно-строительных материалов – показателя, от соблюдения которого напрямую зависят качество и срок службы дорожного полотна. С помощью вибротрамбовок и виброплит уплотняют связные грунты, песок, гравий. Виброплиты служат также для уплотнения асфальтобетонных смесей и широко применяются при ремонте покрытий (в т. ч. ямочном), заделке траншей, укреплении обочин и т. д. Используют их и для устройства сборных каменных покрытий – брусчатки и тротуарной плитки. Для уплотнения тонких слоев зернистых материалов и асфальтобетонных смесей служат ручные катки. При устройстве инженерных сетей и фундаментов используются траншейные виброкатки, прекрасно приспособленные для работы в стесненных условиях.

Резчики швов находят применение при выполнении технологических и тепловых швов в асфальто-, цементобетонных и других видах твердых покрытий, вскрытии кабельных каналов и трубопроводов.

При проведении строительных работ широко применяются вибраторы различных конструкций, затирочное и шлифовальное оборудование, камнерезные станки и т. д.


Виброкаток Раскат ДУ-107

Виброкаток Раскат ДУ-107

Отечественное производство растет...

Ориентируясь на требования рынка, небольшую долю своих мощностей под изготовление легкой техники выделяют российские производители, традиционно специализирующиеся на производстве тяжелых дорожно-строительных машин. Так, известное в первую очередь благодаря своим каткам рыбинское АО «Раскат» серийно производит виброплиту ДУ-90, а среди его новых разработок ручные виброкатки ДУ-105 и ДУ-106. Виброплита ОУ-80 выпускается ОАО «Завод дорожных машин» (г. Волгодонск).

В качестве части производственной программы легкое дорожно-строительное оборудование вошло в ассортимент компаний, образовавшихся на базе «отпущенных» в свободное экономическое плавание отраслевых научных учреждений. «Росдортех» (в прошлом одна из составных частей Саратовского филиала ГипродорНИИ, а с 1997 г. федеральное научно-производственное предприятие, входящее в структуру Федеральной дорожной службы России) выпускает виброплиту ВП-3. В качестве привода вибратора в ней используется одноцилиндровый двухтактный бензиновый двигатель «Дружба-4» мощностью 3 кВт. Среди прочей малогабаритной техники на базе малолитражных бензиновых и электродвигателей, представленной в ассортименте бывшего ВНИИмотопрома, а сегодня ОАО «Мотопром», представлены виброуплотнитель ВУ-1500 и резчик швов РШ-120-01.

На волне прошедших в последнее десятилетие экономических реформ появились молодые компании, сделавшие выпуск легкой строительной техники основной частью своей производственной программы. Яркий пример – фирма «Сплитстоун» (год рождения – 1997), за короткие пять лет прошедшая путь от тривиальной продажи алмазного инструмента до собственных разработки и производства высокотехнологичной продукции. Гамма изготавливаемых фирмой «Сплитстоун» изделий включает резчики швов различной мощности, виброплиты, камнережущие станки, мозаично-шлифовальные машины. Особое внимание уделяется адаптации техники к сложным климатическим условиям России, обеспечению надежности и удобству в использовании.

И все же, несмотря на очевидный прогресс качества и более низкие цены, российским производителям пока непросто конкурировать с зарубежными фирмами, продолжающими активно осваивать российский рынок. Импортная продукция имеет устойчивый спрос, благодаря увеличивающимся объемам дорожно-строительных работ и набирающему силу процессу технического перевооружения строительной отрасли.

... но импорт превалирует

Виброплита Vibromax 900

Виброплита Vibromax

Как и в других сегментах российского импорта машиностроительной продукции, значительное место занимают изделия немецких фирм. Многие из них имеют долгую историю и богатый послужной список.

Компания VIBROMAX была основана еще в 1870 г. В 1932 г. она получила патент на производство «аппарата для уплотнения грунта». Основные производственные мощности находятся в Германии. Наряду с широкой гаммой дорожных катков важное место в ассортименте выпускаемой продукции занимают вибротрамбовки, виброплиты и ручные виброкатки.

Виброплита Ammann AVP 2620

Виброплита Ammann AVP 2620

В Германии производится и значительная часть продукции под торговой маркой AMMANN, хотя сама фирма была создана в 1869 г. в Швейцарии. В 1911 г. на ней было налажено производство двухвальцовых статических катков. Сегодня спектр интересов AMMANN очень широк – от асфальтобетонных заводов до легкой техники. Продажа и сервис виброуплотнителей различных модификаций, малых дорожных катков налажены теперь и в России.

Фирма BOMAG, основанная в 1957 г., начинала с небольшого (всего 20 сотрудников) производства в г. Боппард. Теперь только на этом заводе работают 1200 человек. С самого начала стремясь к расширению географии производства (в 1961 г. появляется BOMAG Austria, в 1967 г. – BOMAG Great Britain), компания не переносит производство в страны с дешевой рабочей силой, сосредоточив его помимо Германии в США, Канаде, Великобритании, Австрии, Франции. Сбыт продукции налажен в 120 странах.

Почти ровесник BOMAG, созданная в 1952 г., компания WEBER MT свою первую виброплиту выпустила в 1958 г. Легкая дорожно-строительная и строительная техника – ее основная специализация. Сегодня фирма работает в США, Нидерландах, Польше, Бразилии, Франции и располагает широкой дилерской сетью по всему миру. В ассортименте 8 моделей вибротрамбовок, почти 30 моделей виброплит, 7 моделей гидростатических (вес от 355 до 700 кг) и 4 – траншейных виброкатков.

Нарезчик швов Lissmac

Нарезчик швов
Lissmac

Еще моложе созданная в 1979 г. на юге Германии фирма LISSMAC – производитель разнообразного инструмента для обработки камня и бетона (в т. ч. и нарезчиков швов).

Хорошо известна в России продукция компаний, объединенных в составе группы METSO MINERALS. METSO MINERALS сегодня – это более 12 тыс. работающих, производственные мощности в 50, а сбытовая сеть в 150 странах. Под принадлежащей ей торговой маркой Dynapac производятся дорожные фрезы, асфальтоукладчики, вибрационные и статические катки, а также полный спектр виброплит (с поступательным движением и реверсивным), трамбовок, ручных катков, траншейных уплотнителей, разнообразное легкое оборудование для бетонных работ.

Широкий ассортимент легкой дорожно-строительной техники – вибротрамбовки, виброплиты, катки, вибраторы, виброрейки, вакуумное оборудование, мозаично-шлифовальные машины и т. д., предлагает давно работающая на российском рынке шведская фирма TREMIX.

Вибротрамбовка Fastverdini

Вибротрамбовка Fastverdini

Полную гамму легкого оборудования производит итальянская компания FASTVERDINI, функционирующая под этим названием с 1954 г. Сегодня ее вибротрамбовки, виброплиты, ручные виброкатки, инструмент, заняли свою нишу на российском рынке.

Хорошо известная в России чешская компания NTC была организована в 1991 г., в г. Чешска Скалица в восточной Богемии сначала как член партнерства, а с 1995 г. как самостоятельная компания. Сегодня она осуществляет продажу продукции во многих странах Европы, а с 2002 г. вышла на африканский рынок (ЮАР). В России NTC представлена с момента своего основания. В ее ассортименте: восемь моделей ручных виброкатков, по пять моделей нереверсивных виброплит серий CLASSIC и PRACTIC, четыре – нарезчиков швов и несколько моделей вибротрамбовок.

В число крупнейших производителей оборудования для дорожно-строительных работ входит INGERSOLL-RAND. Подразделения, специализирующиеся на выпуске дорожно-строительной техники, расположены в США, Германии, Индии и Китае. Номенклатура производимой INGERSOLL-RAND продукции широка и включает компрессорные станции, асфальтоукладчики, катки, асфальтобетонные заводы и многое другое. Легкая техника INGERSOLL-RAND отличается надежностью и высоким качеством уплотнения.

Вибротрамбовка Bomag BT 60

Вибротрамбовка
Bomag BT 60

Созданная чуть более трех десятилетий назад фирма Stone Construction Equipment, Inc. превратилась в одного из ведущих производителей легкого строительного оборудования в США. Располагая собственным научно-исследовательским центром и испытательным полигоном, она постоянно расширяет и обновляет ассортимент своей продукции, насчитывающий в настоящее время более 350 наименований. Компания располагает разветвленной дилерской сетью, обеспечивающей сбыт продукции далеко за пределами США, в том числе и в России.

Сегодня на российский рынок строительной и дорожной техники приходят производители не только из Европы и Северной Америки, но и других регионов. Так, уже несколько лет на нем успешно работает израильская фирма SHATAL, выпускающая виброплиты с двигателями Honda и Robin массой 67–110 кг, заглаживающие машины, нарезчики швов, глубинные вибраторы, машины для резки плитки и кирпича.

Легкая техника позволяет свести к минимуму малоэффективный ручной труд, повысить культуру производства, существенно снизить себестоимость работ. Рост интереса к легкому оборудованию и его все более широкое повсеместное использование – общемировая тенденция, уже 20 лет носящая устойчивый характер.

В нашей стране в прежние годы этому сегменту оборудования отводилась второстепенная роль, а основные приоритеты были отданы тяжелым дорожно-строительным машинам. Происшедшие за последнее десятилетие экономические преобразования заставили пересмотреть устоявшиеся взгляды, и теперь к легкой технике с большим вниманием относятся как сами дорожники, так и (спрос рождает предложение) машиностроители.