Освещение торговых помещений

Пример использования экспозиционных светильников

Пример использования
экспозиционных светильников

Пример системы общего освещения

Пример системы
общего освещения

Система освещения, включающая в себя источники верхнего света и освещения рабочего места продавца

Система освещения, включающая
в себя источники верхнего света
и освещения рабочего места
продавца

Система верхнего света, позволяющая создавать различные группы включения

Система верхнего света,
позволяющая создавать
различные группы включения

Освещение рабочего места продавца

Освещение рабочего
места продавца

Вариант освещения витрины



Когда необходимо планировать общую концепцию освещения? Здесь ответ однозначный – на этапе проектирования. Причем это касается не только общего освещения, но и локальной подсветки.

Но не стоит торопиться и устанавливать осветительные приборы раньше, чем установлено оборудование. Специалист-светотехник может определить, какая освещенность в целом нужна в магазине. В солидной светотехнической компании всегда можно проконсультироваться со специалистами в этой области и, получив ценные рекомендации, заказать весь комплекс осветительных приборов.

Подбор освещения не такое простое дело, как кажется на первый взгляд: учитываются высота потолка, фактура стен и полов, фактура, цвет и номенклатура товара. Оказывается, при своем кажущемся однообразии, белый цвет может быть теплым, холодным и нейтральным, что тоже так или иначе влияет на атмосферу магазина. Не стоит пренебрегать услугами опытных специалистов.

На российском рынке осветительные приборы представлены, главным образом, европейскими производителями. Это объясняется хорошим качеством их товаров, большим ассортиментом, эргономичностью.

Соотношение общего и акцентирующего освещения и уровень освещенности зависит от направленности магазина. В торговом зале, где продавец помогает сделать выбор, в проходах между прилавками используется основное освещение в среднем в 200 люкс. В торговых залах самообслуживания – до 400 люкс. В кассовой зоне – до 500 люкс. Освещенность прилавков – а это уже акцентирующее освещение – может варьироваться от 500 до 1000 люкс.


Общий свет

В современных магазинах большая роль отводится освещению торговых и подсобных площадей. Естественно, характер освещения определяется типом магазина, социальным уровнем его покупателей и видом товара.

Свет играет двоякую роль: с одной стороны, он должен обеспечить комфортную обстановку для персонала и посетителей, с другой – выгодно акцентировать зоны выкладки товара и подчеркнуть какие-либо элементы дизайна.

Оптимальное освещение торгового зала универсамов достигается обычно, потолочными светильниками. Заслуженной популярностью пользуются люминесцентные светильники (60х60), встраиваемые в подвесной потолок. Стандартный дизайн этих светильников компенсируется повышенной экономичностью и длительным сроком работы – до 15 000 часов. Светильники обычно группируются световыми полосами, освещая проходы и верхние полки стеллажей.

Более дорогой вариант – галогенные и металлогалогенные лампы. Срок службы галогенных ламп – 4000 часов, металлогалогенных – 9000–10000, но при этом качество света галогенных и металлогалогенных ламп значительно выше, чем люминисцентных. Они используются в магазинах, демонстрирующих более высокое качество обслуживания и продаж. Здесь использование галлогенного света становится не роскошью, а объективной необходимостью, поскольку это дает более высокое качество света, а значит, более естественное освещение, лучшую цветопередачу, позволяет подчеркнуть качество самого товара. При этом грамотно спроектированная система освещения, имеющая единое стилистическое решение, может не только выполнять свое функциональное назначение, но и стать элементом фирменного стиля, отличительной особенностью интерьера.

Для универмагов, дорогих супермаркетов и магазинов фирменной торговли оптимальным вариантом систем освещения являются конструкции с использованием шинопроводов, которые позволяют не только создать правильное распределение света в помещении. При этом высоковольтные шинопроводы позволяют использовать практически неограниченное количество ламп.

Для небольших магазинов использование систем на шинопроводах в сочетании с локальной подсветкой прилавков является наиболее подходящим решением, например, осветительные системы ASS и Eutrac германской компании SLV Elektronik, со светильниками серии PAR Mesh, Solo или HQI-TS Flood.

Зоны расположения кассовых терминалов освещаются дополнительными светильниками, питающимися по отдельной линии аварийного освещения. Прикассовые светильники могут располагаться на потолке на кассовых стойках и кроме освещения могут выполнять декоративные функции. Из потолочных светильников чрезвычайно удобными являются системы с подвесными светильниками, предусматривающие возможность регулирования высоты лампы и создания тем самым локальной подсветки рабочей зоны продавца. В коллекции SLV – это системы 12В с различными светильниками, типа Bigla, Ocker, Cornet или Zeb, а также подвесные потолочные светильники типа Daves.


Экспозиционное освещение

В случае применения только общего освещения в магазине будет общий световой фон, пусть и достаточный. Но человеческий глаз так устроен, что, в первую очередь реагирует на более яркое пятно. Поэтому разумно подчеркнуть светом отдельные участки выкладки товара, к которым необходимо привлечь дополнительное внимание. Обязательно проверьте направление точечных источников света: ни при каком (разумном) положении покупателя свет не должен бить ему в глаза. Для этих целей могут подойти осветительные системы с возможностью поворота плафонов по горизонтали и вертикали. Такая возможность предусмотрена в источниках серии Carda, Cardaframe и Carda Score того же производителя.

Существенный вклад в общую освещенность торгового зала дает подсветка торгового оборудования. В соответствии с действующими нормами подсветка торгового оборудования не должна включаться в расчеты освещенности, однако на практике ее целесообразно учитывать.

Великолепный эффект дает подсветка полок, стеллажей, горок. Для этих целей можно использовать светильники типа Raute, системы Apollo или экспозиционные светильники типа Davi T2, Bl 20, Hibit или Display. Последние также могут использоваться и для наружного освещения витрин. Правда, такая подсветка имеет и отрицательные стороны: повышенный расход электроэнергии и нагрев товара, хранящегося на полках.

При использовании системы на шинопроводах с возможностью нескольких групп включений можно ограничивать температуру в различных зонах магазина не в ущерб общему освещению. Такую возможность предусматривает конструкция осветительных систем Easytec. Также для этих целей используются источники света со светодиодами, которые излучают минимальное количество тепла, но при этом не проигрывают по силе воспроизводимого света.