Немного о банях – русской и чужеземных



«Баня – мать вторая: кости распарит, все дело поправит» – кому на Руси придет в голову спорить с этой, принявшей форму поговорки, истиной. Любовь нашего народа к бане проявляется по-разному. Это и массированное проникновение «банной» тематики в фольклор – «держать в черном теле», «намылить шею», «пристал, как банный лист», «кто про что, а…» и т. д

Летописи раннего средневековья повествуют: «... Накалив печь в деревянных банях, туда входили нагими и обливались водой. Потом брали розги и начинали себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми. Затем, окатив себя с головы холодной водой, оживали». Но что было естественным для отечественного летописца, приводило в смятение иностранцев. Непонятную для себя истовую любовь «восточных варваров» к банным процедурам они объясняли исключительно суровостью климата и нравов.

Отношение к бане могло послужить «лакмусовой бумажкой», способной в ответственных ситуациях определить, ни много, ни мало, принадлежность к русскому народу. По свидетельствам посетившего Россию несколько десятилетий спустя после «смутного времени» западноевропейского ученого и дипломата Адама Олеария, возглавивший поход на Москву Лжедмитрий был действительно царственной особой, а не самозванцем. Но русские ему (Дмитрию, или Лжедмитрию), не поверили в т. ч. и потому, что не имел он двух обязательных для истинного россиянина привычек: не спал после обеда и, самое главное, не любил бани. А ведь настоящие русские, сообщал Олеарий, «могут выносить столь сильный жар, что делаются все красными и изнемогают до того, что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу».

Но не только ради соблюдения гигиены приходилось претерпевать такие «муки». Весьма часто этому, казалось бы, достаточно утилитарному, процессу придавалось важное церемониальное значение. Так, баня считалась необходимой накануне венчания, на другой день после свадьбы и еще в целом ряде случаев.


Не построил баню – полезай в печь

Бани древних славян, как и их жилища, поначалу имели вид полуземлянок. По возможности их строили по берегам рек, чтобы быстро окунуться в воду, а затем вернуться в жаркую парилку. Топили преимущественно «по-черному». К XI–XIII вв. землянки сменились бревенчатыми избами.

Постепенно стало шире применяться «белое» (т. е. с трубой) отопление. Но кое-где, особенно на Севере и в Сибири, некоторые по-прежнему предпочитают пращуровский способ, и не из-за экономии дров, как прежде, а по причинам эстетического характера. Поскольку трубы нет, дым выходит через открытое окно парильни. Когда печь хорошо разогрета, топку прекращают, помещение проветривают, а затем, окатив стены водой, окна и двери опять закрывают и поддают воды для образования пара. Знатоки утверждают, что в результате воздействия дыма на деревянные конструкции сруба в такой бане стоит «дух», недостижимый даже при использовании самых дорогих благовоний.

Русские, жившие в безлесных районах или по какой-то причине не сумевшие обзавестись бревенчатой баней, использовали в этом качестве русскую печь (если размеры последней позволяли, разумеется). После выпечки хлеба выгребали золу, настилали доски или солому и забирались внутрь вместе с ведерком и веником.

Интересно, что вплоть до середины XVIII в. в общественных (или как тогда говорили, «торговых») банях мужчины и женщины парились вместе. Так что сегодняшних нудистов, практикующих такие коллективные «помывки», правильнее считать не новаторами, а лишь реставраторами старых традиций.

Взаимоотношений бани и нравственности мы коснемся чуть ниже. А теперь самое время оглянуться вокруг, чтобы удивиться тому, что к бане «неровно дышат» и другие народы. И как ни лестно тешить себя мыслью о том, что монополия на любовь к ней принадлежит нам одним, – увы, такая самоуверенность оказывается несостоятельной.


Какой индеец не любит парной

История бани уходит корнями во времена столь далекие, в каких нам себя и не вспомнить. По крайней мере, уже не меньше шести тысяч лет тому назад древние египтяне, как и все разумные люди, придававшие гигиене немаловажное значение, пользовались банями повсеместно. А жрецы омывались несколько раз в течение суток, не только днем, но и ночью. За 1,5 тысячи лет до нашей эры баня широко использовалась в Индии, причем не только в гигиенических, но и лечебных целях.

Любовь к чистоте была свойственна и жителям американского континента. Интересно, что индейцы Северной Америки устраивают паровые бани, очень похожие на наши. Некоторые исследователи полагают, что навык этот последние волны переселенцев принесли из Азии, откуда по оставленному природой на месте нынешнего Берингова пролива сухопутному мосту и перекочевало «коренное», небелое, население Америки. Высокой «банной» культурой обладали жители Центральной и Южной Америки – майя и ацтеки. На стыке прошлой и нынешней эр они строили специально предназначенные для паровых бань здания, оборудованные дренажной системой. Парились, выливая на раскаленные камни очага воду, настоянную на ароматных травах.


Когда баня – дом родной

Настоящими ценителями бани были древние греки. Даже из оставленных ими фресок и росписей на вазах видно, какое значение придавали эллины физической красоте и здоровью. В греческих городах работали общественные бани, имевшие парильни с сухим горячим воздухом. Горячая ванна принималась в круглом чане, после нее следовали холодные омовения. Набор банных принадлежностей включал в себя жирную глину, соду, щетки, ароматические масла.

Римляне, наследники и продолжатели греческой цивилизации, развили и во многом дополнили греческую «банную традицию». В их жизни общественные бани (термы) приобрели даже большее значение. В термах было несколько бань: горячая (кальдарий), теплая (тепидарий) и холодная (фригидарий). И, конечно, самое главное – парильни.

В период расцвета империи термы превратились в роскошные дворцы и обзавелись, как бы сейчас сказали, обширной инфраструктурой – комнатами для отдыха и приема пищи, залами для телесных упражнений и даже библиотеками. Немудрено, что такие «культурно-развлекательные» комплексы превратились в любимое место времяпрепровождения. И общественные бани стали обязательным элементом городской застройки всех городов Римской империи (в одном только Риме к I в. до н. э. их было построено не меньше 150!).


На сладострастном Востоке

Именно от роскошных, сверкающих мрамором стен римских терм ведут свое происхождение другие известные бани – турецкие. Место их рождения – Стамбул, в ту пору еще Константинополь – столица Восточной Римской империи.

Пол в турецких банях подогревается горячим воздухом, затем его поливают горячей водой, в результате чего образуется пар. Кстати, заслуга в изобретении такой системы «теплых», а правильнее сказать, «горячих» (все-таки нагреваются они до 50–60 град. С) полов принадлежит еще древним грекам, они называли ее «гипокауст». Кто боялся обжечь ноги, ходил по ним в деревянных сандалиях. Еще одним источником пара могут служить каменные своды печей или котлы с кипящей водой.

И сегодня, в продолжение римской традиции, на Востоке под баней подразумевают не только прогревание и мытье, но и целый комплекс сопутствующих «удовольствий», самое главное из которых – массаж.

В турецкой бане все начинается с предбанника, одновременно служащего раздевалкой. Его размеры обычно позволяют вместить от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Уже здесь идет «процесс» разогрева при температуре около 30 град. C. Затем начинается «путешествие»: при переходе из одного помещения в другое температура постепенно нарастает, приближаясь к 70–80 град. C.

Парение по-турецки происходит при влажности даже более высокой, чем в русской парилке. Возлежат в турецких банях на каменных лежаках, но не обнаженными, как принято на Западе, а обернув вокруг бедер полотенце. Мытье начинается после «пропаривания» и массажа. Мыла используют немного, зато активно работают мочалкой или специальной рукавицей. После мытья – бассейн. Как правило, их несколько, с разной температурой. Начинают с горячего, постепенно переходя к самому холодному.

Есть на Востоке и другие, более скромные варианты «банного сервиса». Например, японские общественные бани «сэнто». В центре интерьера – бассейн с нагретой до 50 град. С водой. Но до того как в него окунуться, моются в соседнем помещении, сидя на постеленных на пол деревянных решетках. Завершающий этап – специальная комната для тихого молчаливого отдыха.

Еще один вариант японской бани – т. н. фуро – не что иное, как наполненная горячей водой деревянная бочка. Это семейная баня, и принимать ее можно чуть ли не ежедневно, обычно перед отходом ко сну.


Чудесное превращение – из дома терпимости в аквапарк

Но самое время снова вернуться в оставленную еще во времена расцвета Рима Европу. Империя под ударами варваров, как известно, пала. И культура «мытья» приостановилась в своем развитии. Жизнь стала бедней и тревожнее, и на раздираемом междоусобицами континенте подолгу предаваться банным процедурам было попросту небезопасно.

Как полагают историки, возрождение «банного» дела наметилось после крестовых походов, когда с Ближнего Востока стали возвращаться воины, сумевшие на месте познакомиться с не забытой там античной традицией. Но нет добра без худа: проходит еще некоторое время, из принятой за Индию Америки отважные мореплаватели Колумба привозят сифилис, и именно бани становятся одним из главных источников его распространения.

Случилось это потому, что ко времени эпохи великих географических открытий слово «банщица» (а, идя навстречу «пожеланиям трудящихся», хозяева бань брали на эту работу преимущественно женщин) и название древнейшей из профессий стали почти синонимами. А цеховые уставы публичных бань в то время почти не отличались от таковых же для домов терпимости. Если к этому добавить, что лица обоих полов принимали банные процедуры совместно, то понятно, что люди нравственные баню обходили стороной.

Впрочем, прошло немного времени, и гнев был сменен на милость. Поездки на «воды», как называли тогда бальнеологические курорты, стали обязательным атрибутом светской жизни высшего сословия европейских стран.

Технический прогресс придал старому содержанию новую форму. Сегодня в моде большие «аква-комплексы», которые, подобно древнеримским баням, способны предложить массу удовольствий: извилистые водные лабиринты и ступенчатые бассейны с разными уровнями температур, горячие и ледяные дворики, залы теплых камней и солярии, кабинеты для отдыха и массажа, и т. д., и т. п.


В Европе популярна не только сауна

Из «чистых» европейских бань нам более других знакома сауна, близкая родственница бани русской. Ее непременные атрибуты: горячий (90–140 град. C) сухой (влажностью 5–15%) воздух парной и холодная вода бассейна или естественного водоема.

Есть еще и т. н. римско-ирландские, или просто ирландские бани. Правильнее было бы назвать их ирландско-турецкими, поскольку именно на восточные бани похожи они по своему устройству, только более «нежные». Состоят они из нескольких отделений – подготовительного (здесь происходит первичная подготовка организма); помещения первого разогрева (там рекомендуется побыть с полчаса уже при более высокой температуре) и парильни – в ней находятся 10–15 минут. Парятся при весьма умеренной температуре – всего 50–60 град. C. Горячий воздух подается по проложенным под полом и в стенах специальным трубам (уже знакомый нам «гипокауст»).


Не по душе патриотизм квасной – выбирай банный

Но сколь бы ни были хороши иноземные бани, нам привычнее других русская. С веничком – универсальным, помогающим от всех хвороб березовым или обладающим ярко выраженным противовоспалительным действием дубовым; а можно и липовым, и ольховым, и пихтовым или можжевеловым. С ароматами – квасным, пивным, эвкалиптовым или ромашковым. Хоть и стара эта традиция, с годами она только молодеет. Поскольку (доверимся опять-таки народной мудрости) – «который день паришься, тот день не старишься»!