Кварталы из металла.

В современном мире использование легких металлоконструкций становится все более популярным. Эта тенденция видна во многих странах. В России ЛМК широко используются в коммерческом строительстве, по данным экспертов, до 40% всех складских помещений сегодня построены из них.

А вот в жилом секторе дело обстоит иначе. В отличие от стран Европы и Азии российские девелоперы пока редко применяют ЛМК при возведении многоэтажных зданий; хотя именно эти конструкции в условиях кризиса выглядят наиболее предпочтительно. С их помощью можно значительно снизить издержки, предложив покупателю объект с высокими потребительскими свойствами по доступной цене.

Дом по расчету

Наглядно продемонстрировать преимущества использования ЛМК в жилом секторе решила компания Ruukki, европейский поставщик решений из металла для строительства и машиностроения, и девелоперская компания Sadko-Management, создавшие в этом году консорциум для возведения двух 16 этажных жилых домов по металлокаркасной технологии в Санкт-Петербурге.

«Наши технологии позволят снизить стоимость строительства на 20-30% и минимум в три раза увеличить его скорость. Расчет прост: один этаж в монолитном доме строят минимум за 28 дней. Предлагаемый нами металлический каркас дома из 16 этажей «собирается» в среднем за четыре-шесть месяцев. А это не только экономия времени, но и более высокая скорость оборачиваемости средств девелопера, а значит, снижение расходов на «обслуживание» кредита», – отмечает Сергей Чернышев, генеральный директор российского подразделения Ruukki.

Уменьшение затрат на кредиты – далеко не единственная возможность сэкономить с помощью ЛМК. Другое направление минимизации расходов связано с работами на «нулевом цикле» – подготовка фундамента. Как известно, любая несущая конструкция испытывает на себе воздействие двух нагрузок – полезной, для которой она запроектирована, и собственного веса. У железобетона несущая способность составляет в среднем 4-4,5 кН/кв. м, из которых около 30% «уходит» на вес самой конструкции. У стальной балки аналогичной прочности только 10% приходится на вес. То есть ее КПД значительно выше, чем у железобетона. Соответственно, объем фундаментных работ сократится в три раза!

Поскольку удельный вес здания сравнительно низок, получается значительная экономия не только на фундаменте, но и транспорте; появляется возможность обойтись без башенных кранов и тяжелой техники.

Благодаря технологичности самого процесса возведения (по сути, здание в этом случае представляет собой конструктор) не нужны и дорогостоящие работы – все соединения резьбовые и не требуют сварки. Упрощение строительно-монтажных работ позволяет уменьшить затраты на высококвалифицированную рабочую силу без потери качества.

Комфортная стройка

Наряду с технологическими преимуществами можно выделить и иные сопутствующие «выгоды», которые получит девелопер при применении ЛМК. Благодаря тому, что значительная часть работ в этом случае проходит в заводских условиях, появляется возможность вести строительство круглый год, позабыв о погодном факторе.

Отдельно нужно остановиться на вопросах сопутствующей документации. «Типовые жилые здания из металлоконструкций являются проектами повторного применения, что кардинально снижает сроки разработки и согласования, – утверждает Сергей Климин, ведущий специалист компании Ruukki. – Строительство ускоряется, в том числе и из-за одностадийного проектирования. То есть заводское проектное бюро Ruukki одновременно выпускает конструкционно-монтажную документацию для производства и монтажные схемы для строительства, которые не нуждаются в дальнейшем утверждении».

Проекты с использованием ЛМК являются крайне привлекательными и для покупателя. Благодаря заводскому качеству создания основных элементов дома и технологичности сборки значительно снижается проблема брака; обеспечивается долгий срок службы здания. Примером тому стала всемирно известная Эйфелева башня: в этом году исполняется 120 лет с момента завершения строительства самой известной «железной леди» планеты.

Применение ЛМК позволяет создавать объекты с востребованными у покупателей характеристиками. По данным Британской ассоциации производителей строительных металлоконструкций (British Constructional Steelwork Association), сталь дает возможность создавать открытые пространства большой площади в многоэтажных зданиях. Как известно, открытые планировки сегодня более привлекательны для потенциальных покупателей.

Специалисты Американского института сталелитейной промышленности (American Iron and Steel Institute) отмечают и такое уникальное свойство стали, как размерная стабильность. В этом ее отличие от других материалов, которые со временем могут сжиматься или расширяться, вызывая осадочные трещины и требуя дорогостоящего ремонта.

Применение ЛМК, наконец, может даже снизить проблематику «долгостроев». Заказывая здание из сборных металлоконструкций, девелопер сразу знает их цену; он уверен, что со временем его расходы не возрастут. Значит, и больше вероятности того, что стройка будет завершена вовремя.

Железный город

ЛМК имеют широкие перспективы применения не только для строительства жилых домов, но и создания всей необходимой инфраструктуры микрорайона. Например, за границей металлоконструкции широко используют при возведении школ. Специалисты отмечают высокую сейсмоустойчивость таких зданий, их экологичность и надежность.

Так, в этом году школа из металлоконструкций появилась в Эвенкии: менее чем за 6 месяцев был произведен монтаж металлоконструкций, устройство кровли с покрытием из металлопрофиля, монтаж стеновых панелей на металлокаркасе, выполнены внутренние отделочные работы.

Отлично зарекомендовали себя ЛМК и при строительстве спортивных объектов, необходимых любому жилому району. Например, компанией Ruukki спроектированы типовые ледовые арены для хоккея, плавательные бассейны, универсальные спортивные залы «под ключ». Их возведение занимает менее года, а стоят они на 25-30% ниже аналогов. Подобные спортсооружения уже радуют посетителей в Калужской области, Башкирии и других регионах.

Бесспорно, что внимание девелоперов привлекут и многоярусные парки из ЛМК, которые могут сооружаться практически у каждого многоэтажного дома. Такие решения на порядок дешевле подземных паркингов и позволяют гораздо более эффективно разместить автотранспорт, чем гаражи.

Едва ли не единственным фактором, который сдерживает масштабное жилищное строительство с помощью ЛМК, является консерватизм мышления: любые новые решения всегда вызывают некоторую опаску. Однако если отбросить в сторону стереотипы и вооружиться обычным калькулятором, то можно увидеть всю выгоду и привлекательность такого строительства.

Елена Гришина
Пресс-служба компании Ruukki